Важнейшим направлением деятельности Института иностранных языков является теоретическая и практическая разработка концепции непрерывной и целостной системы обучения иностранным языкам.
Образовательная деятельность в Институте осуществляется в соответствии с требованиями, которые определены Государственными образовательными стандартами, по соответствующим направлениям. Обучение в Институте осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах. Институт иностранных языков понимает необходимость расширить доступ к высшему образованию - средству интеллектуального, культурного и нравственного развития личности - и потому создает условия для освоения образовательных программ высшего профессионального образования в заочной форме.
Для желающих получить второе высшее образование по специальностям Института реализуются программы дополнительного профессионального образования.
Лицам, завершившим обучение по программам высшего профессионального образования, прошедшим итоговую государственную аттестацию, выдается диплом государственного образца о соответствующем образовании.
Для закрепления и углубления теоретических знаний и выработки конкретных практических умений и навыков огромное значение имеет тесная взаимосвязь теоретической и практической подготовки выпускников Института, что осуществляется в период прохождения студентами практики. Место ее проведения зависит от выбранной специальности: студенты факультета иностранных языков проходят практику в средних и высших образовательных учреждениях г. Москвы; практика студентов переводческого факультета проходит в МИДе, частных фирмах, банках, органах государственной власти и муниципальных органах; студенты юридического факультета проходят практику в правоохранительных органах, экономического - в Институте Международных экономических и политических исследований РАН и МИДе.
Выпускники имеют возможность применить свои теоретические знания в практической деятельности, ознакомиться с направлением своей будущей работы, проверить соответствие полученных ими знаний потребностям общества.
Институт организует стажировки студентов в Великобританию, Испанию, Германию. Главные условия для зарубежной стажировки - высокий уровень владения иностранным языком.
Оценка уровня успеваемости студента, а также выполнение им программы проводится как традиционными методами (зачеты, экзамены), так и с помощью компьютерного тестирования. Особенностью этой формы оценки уровня знаний является рейтинговая система. Оценки по отдельным результатам самотестирования студентов накапливаются, затем вычисляется рейтинг каждого студента - определенная сумма баллов, отражающая его текущую успеваемость.
Неотъемлемой частью обучения студентов в вузе является их самостоятельная работа. Одним из видов решения этой задачи в Институте является организация «Недели самостоятельной работы» студентов, проведение которой направлено на формирование профессиональной компетенции студентов, на углубление и расширение их научной подготовки, на индивидуализацию учебного процесса и развитие интенсивной творческой работы.
Преподавателями соответствующих кафедр разрабатываются задания творческого, научного и практического характера, развивающие умения и навыки, необходимые студентам в их будущей профессии, задания, способствующие расширению ранее приобретенных знаний, полному и глубокому пониманию прорабатываемого учебного материала, развитию на\ иного мышления.
Во время «Недели самостоятельной работы» студенты занимаются индивидуально, это дает им время и для глубокого ознакомления с рекомендованной преподавателями научной литературой, и для самостоятельной разработки той или иной темы. Во время «Недели самостоятельной работы» студенты посещают Российскую государственную библиотеку, библиотеку иностранной литературы им. М.И. Рудомино, библиотеку Британского совета, Немецкий культурный центр им. Гёте в Москве, Испанский центр им. Сервантеса, Французский культурный центр в Москве. Они понимают, как важно остаться наедине с книгой, осмыслить, творчески разработать выбранную ими тему.
Содержание задания на «Неделю самостоятельной работы» зависит от конкретной профессиональной ориентации студентов того или иного факультета, но одной из важнейших задач при составлении каждого задания является усвоение студентами различных приемов и методик смыслового анализа научных и художественных текстов, творческое решение различных экономических, юридических, культурологических проблем.
Неотъемлемой частью проведения «Недели самостоятельной работы» является контроль, который проводится под руководством преподавателя на первом занятии после проведения «Недели» и помогает студентам не только отчитаться о выполнении задания, но и систематизировать полученные знания.
Обучение в Институте ведется в рамках «общеевропейских компетенций владения иностранными языками». Один из проектов Совета Европы, который называется «Языковой портфель», позволяет студенту самому оценить свои знания иностранного языка на различных уровнях владения иностранным языком.
По результатам итоговой аттестации выпускников Государственная аттестационная комиссия принимает решение о присвоении им соответствующей квалификации и выдаче диплома государственного образца о высшем образовании.
Выпускнику, достигшему особых успехов в освоении профессиональной образовательной программы и прошедшему все виды итоговой аттестации с оценкой «отлично», выдается диплом с отличием.
Кроме диплома о высшем образовании, студенты, успешно сдавшие экзамен Кембриджского Экзаменационного Синдиката по английскому языку, получают сертификаты Кембриджского университета о соответствующем уровне владения английским языком как иностранным или как родным.